Не горит, мерцает, гудит: что делать, если сломался трековый светильник



Трековое освещение устроено из множества деталей и любая из них может выйти из строя. Если свет мерцает или вовсе погас, причин может быть несколько. Дизайнер Джульетта Боброва объяснила, как найти и устранить неисправность в трековой системе. А дизайнер по свету компании PENTA HOUSE Анастасия Криницына добавила технические детали и дала практический совет, какое освещение выбирать, чтобы не требовался ремонт.
Что в статье. Сначала разберемся, из каких элементов состоит трековая система. Это важно знать, чтобы быстрее найти поломку. Дальше поговорим, почему светильник не горит или свет слабый или мерцает. А также поймем, нормально ли, если слышен гул от трека.
Из каких элементов состоит трековая система
Трековый светильник состоит из следующих деталей:
- Трек (иначе называют шинопроводом) — металлическая или пластиковая направляющая, по которой перемещаются светильники. Задача трека — подавать электричество и удерживать светильники.
- Светильники— могут быть самых разных видов. Типы светильников еще можно посмотреть в магазинных каталогах, не буду подробно на этом останавливаться. Основная задача очевидна — это источник света.
- Токоприемники— детали, которые соединяют светильник с треком. Их функция заключается в том, чтобы передавать электричество от шины к светильнику. По способу соединения они могут быть двух типов — механические и магнитные.
- Блок питания — он же трансформатор для низковольтных систем, который понижает напряжение с 220V до 12–48V. Вообще, трансформатор и блок питания — это немного разные элементы. Но в низковольтных трековых системах это единый элемент, поэтому мы будем называть обоими терминами.
- Соединители — стыкуют между собой отрезки трека.
- Подвесы или крепеж — кронштейны, тросы, цепи, платформы для ниши в гипсокартоне. Все, с помощью чего трек крепится к потолку.
- Дополнительные детали — заглушки, диммеры, датчики — элементы управления светом без выключателя.
- Токоподвод – подводит электричество к трековой системе. Может быть завершающим элементом, вместо одной из заглушек, или располагаться вместо одного из соединителей между двух отрезков трека.
Вам также будет полезна статья: «Виды трекового освещения: как понять, какая система нужна»
Проблемы со светом могут быть из-за неисправности в шинопроводе, светильниках, токопроводе, соединителе, адаптере или трансформаторе. Диммер и датчик тоже иногда ломаются, но в этой статье поговорим о них совсем немного.
На фото пример обычной трековой системы


А это — место соединения источника света и трека. Соединяются они с помощью токоприемника и крепление может быть механическим или магнитным. На фото изображен трековый светильник Denkirs
Свет не работает на всем треке — проверяем шинопровод
Сначала перечислим причины, по которым свет не горит по всей системе:
- Плохо соединили провода. Если кабели слабо зафиксированы или контакты не зачищены, прибор может перегреться;
- Неправильно установили переключатели и коннекторы. Получилось неустойчивое соединение, что повлияло на работу всей системы освещения;
- Элементы трековой системы сделаны из некачественных материалов, например, несертифицированных проводов и коннекторов, от чего растет риск замыкания.
Что делать:
Осмотреть соединения проводов в местах подключения трека к сети, а именно, в распределительной коробке и клеммах. Там, где есть неисправность, нужно:
- Затянуть ослабленные контакты;
- Очистить окислившиеся провода;
- Переподключить кабели, если они перегрелись. Понять это можно по оплавленной изоляции.
Проверить токоподвод и коннекторы. Включите систему и тестером проверьте напряжение на входе/выходе коннекторов. Пошевелите соединения — если свет моргает, значит, контакт ненадежный. В таком случае нужно заменить дефектные детали на сертифицированные.
Проверить качество материалов. Брак выдают тонкие провода, трещины на изоляции.
Советую вам, чтобы все перечисленное делал специалист. Если проблема заключается в том, что ток по треку идет неправильно, значит, есть риск поражения током. Не стоит самостоятельно искать неисправность.
Свет горел и погас на всем треке — проверяем блок питания
Этот раздел относится только к низковольтным трековым системам. Если у вас высоковольтная — пропустите его, потому что у вас просто нет трансформатора.
Итак, когда низковольтные трековые системы отключаются, часто причина кроется в том, что перегревается трансформатор, иначе говоря, блок питания (БП). А перегрев случается из-за того, что неправильно рассчитали мощность или не обеспечили нужную вентиляцию блоку.
Блок питания может быть за подвесным потолком, в распределительной коробке, техническом шкафу или нише. Когда трековая система смонтирована правильно, к блоку питания всегда есть доступ и он установлен в хорошо вентилируемом месте, это важно по технике безопасности. Если не находите блок питания, посмотрите техническую документацию к системе, там будет указано его местоположение.
Так может выглядеть блок питания. Больше вариантов смотрите в каталоге !
Первый признак, что блок питания перегрелся — горячий корпус. И очень плохо, если вы чувствуете запах гари и расплавленного пластика. Тут стоит вызывать электрика или даже пожарную службу. Но мы рассмотрим более позитивный сценарий, когда запаха гари нет, и свет просто не горит.
Что делать:
Снизьте нагрузку на блок питания (БП). Для этого рассчитываем мощность БП по формуле:
Мощность БП = (Мощность светильника 1 + Мощность светильника 2 + ... + Мощность светильника N) * 1,2
То есть, сначала складываем мощность всех светильников, которые находятся на треке. А затем даем запас блоку питания — 20%, но лучше добавить запас 30%, то есть, умножить общую мощность на 1,3.
Например, на треке стоит 8 светодиодных спотов по 7 Вт. Считаем:
- Общая мощность: 8 × 7 Вт = 56 Вт.
- Запас: 56 Вт × 1,3 = 72,8 Вт.
Нам нужен блок питания мощностью 72,8 Вт.
Дальше убедитесь, что напряжение на светильниках и на блоке питания совпадает. Этот параметр можно посмотреть на корпусе или в инструкции к трековой системе. Напомню, блок питания устанавливается только для низковольтных систем и напряжение может быть указано как 12V, 24V или 48V. Так вот, это число должно быть одинаковым и на каждом светильнике, и на блоке питания.
Когда все это проверили и посчитали, обнаружили, что мощность, которая идет на трек выше мощности блока питания, нужно:
- Или уменьшить количество светильников на треке;
- Или заменить БП на более мощный.
Охладите блок питания. Если вы посчитали и поняли, что нагрузка на трансформатор нормальная, возможно, причина заключается в том, что к нему нет достаточного притока воздуха. Перенесите трансформатор в открытое место — не в нишу или мебель.
Обратитесь по гарантии. Если трековая система новая, а трансформатор перегревается при нормальном напряжении, вероятно, вам достался БП с заводским браком.
Свет не включается на одном светильнике — проверяем светильник и адаптер
Если не горит светильник, значит, проблема в нем или адаптере — соединителе источника света с шинопроводом. Вот основные причины поломки:
- Перегорел сам светильник. Это очень простая и частая причина;
- Произошел износ или коррозия контактов. Это приводит к плохому соединению и, как результат, светильники перестают нормально работать;
- Неправильно смонтировали прибор, нет контакта между деталями;
- Произошла температурная деформация металла. Например, на светильник попадают прямые солнечные лучи, и его детали оплавились;
- Деталь сделана из некачественных материалов. Минимально, качество прибора подтвердит маркировка. Все коннекторы и светильники должны быть промаркированы, то есть, указан производитель и технические характеристики. Если таких данных нет, высока вероятность, что прибор сделан неправильно.
Что делать:
Протестируйте лампочку. Вставьте ее в другой рабочий патрон. Если не горит, значит, просто замените лампочку. А если горит — значит, проблема в самом светильнике, из которого вы ее вынули.
Переустановите светильник. Вставьте его в трек до щелчка, если соединение механическое. Если магнитное — убедитесь, что прибор плотно прилегает к адаптеру. Возможно, будет так: вы прижимаете светильник к магнитному адаптеру и он горит отлично, отпускаете — гаснет или мерцает. В таком случае проблема в соединении, переходите к следующему пункту этого списка.
А еще можно попробовать поставить этот светильник с адаптером в другом месте трека или в другой рабочий трек. Если там он работает — ищите проблему в треке на проблемном участке.Проверьте контакты адаптера и светильника. Для этого обязательно отключите питание всей системы. Выньте светильник из адаптера и осмотрите провода. Если они окислились, вы видите коррозию — зачистите контакты мелкой наждачкой или спиртом.
Если видите износ проводов, то есть зачистка уже явно не поможет — замените адаптер.
Осмотрите прибор, нет ли признаков перегрева. А именно, оплавленного пластика, потемнений, трещин, деформаций. Замените поврежденные детали, выбирайте приборы с термостойким корпусом.
Светильник мерцает — проверяем все элементы
Причины мерцания:
- Некачественный блок питания. Если он не дает стабильное напряжение, тогда начинают мерцать все светильники на треке;
- Плохое соединение прибора с треком;
- Блок питания несовместим с диммером;
- Перегревается светильник;
- Перегревается блок питания;
- Помехи в сети 220V (для высоковольтных трековых систем);
- Некачественные светодиоды. Дешевые и несертифицированные светодиоды часто становятся причиной мерцания. Они нестабильно работают и быстро выходят из строя.
Что делать:
Основные действия почти такие же, как описано выше за некоторыми исключениями.
Итак, если мерцает вся система:
- Вызывайте электрика. Проблема точно в проводке и самостоятельно проблему лучше не решать.
- Для низковольтных систем — пересчитайте общую мощность светильников и проверьте, нет ли перегрузки блока питания. Как это сделать, рассказано выше. Если напряжение слишком высокое — нужно снимать часть светильников или менять блок питания на более мощный. А если с мощностью все в порядке, попробуйте переставить БП на другой, вентилируемый участок.
- Для низковольтных систем — проверьте совместимость блока питания и диммера. Отключите диммер от системы. Если мерцание пропало, значит, нужно менять диммер. Учтите, что для светодиодных светильников нужен блок питания с пометкой dimmable. Наиболее распространенные типы диммирования: 0/1-10V, Triac, Dali, PWM и другие Увидеть маркировку можно на приборах, инструкции или характеристиках товара.
- Для высоковольтных систем — подключите трековую систему к источнику бесперебойного питания. Она защищает технику от проблем с электричеством: скачков напряжения, отключений энергии и помех.
Если мерцает один прибор:
- Проведите тест светильника. Если в нем съемная лампочка, то вставьте ее в другой патрон. Если в другом приборе работает нормально, проверяйте светильник и адаптер.
- Переставьте светильник на другой участок трека. Если там не мерцает — проверяйте провода на проблемном участке.
Трек гудит, когда работает — проверяем всю систему
В некоторых случаях — это не дефект, а конструктивная особенность. Вот почему может быть шум:
- Трансформатор с браком, например, плохо изолировали катушки. В результате идут вибрации от элементов. Вся система колеблется и от этого гудит;
- К системе подключили слишком много элементов, напряжение выше, чем она способна выдержать;
- Идут частотные шумы от ШИМ-диммирования (широтно-импульсной модуляции) — это способ регулировки яркости света. Ток включается и выключается очень быстро, это и есть «широтно-импульсная модуляция». В результате происходит два эффекта. Первое, это частотные шумы — высокочастотные звуковые помехи и может быть слышен тонкий писк. Второе — колебания в компонентах. Детали внутри светильника начинают вибрировать от таких переключений;
- Корпус конструкции установили на слабые крепления.
Что делать:
- Проверьте, не превышает ли нагрузка допустимую мощность трансформатора;
- Убедитесь, что шина и светильники надежно закреплены;
- Замените трансформатор, драйвер или систему на более качественную модель. Это вынужденная мера, если гул слишком сильный.
Алгоритм проверки трекового освещения
Чтобы проблем с освещением не было, проводите профилактику системы. Как это делать, расскажу в другой статье. А пока дам краткий алгоритм, как проверять трек-систему:
- Определите, светильники не горят или мерцают по всей системе или проблема только в одном приборе.
- Если поломка во всех светильниках на треке — проверяйте блок питания. Проверьте, нет ли перенапряжения по формуле из статьи. Если напряжение на блок питания большое — снимите часть светильников или замените БП.
- Если с блоком питания все нормально — проверяйте провода в треке.
- Если не горит несколько приборов рядом — проверяйте провода в треке на проблемном участке.
- Если не горит один светильник — проведите тест, то есть, поставьте его в другой трек. Если не горит и там, тогда замените светильник.
- Попробуйте поставить светильник на другой участок трека, если горит там — проверяйте провода на треке в том месте, где прибор не работает.
- Если светильник не работает на любом из участков трека — проверяйте контакты адаптера и прибора. Или прилегание к магниту, если соединение магнитное.
- Меняйте детали, если видите, что они оплавились, потрескались, дают люфт.
Чаще всего ремонт трековых систем требуется в проектах, где изначально был выбран компромиссный вариант — по качеству материалов или монтажу. В проектах с премиальным освещением мы фокусируемся не только на эстетике, но и на качестве и стабильности работы.
В PENTA HOUSE мы предпочитаем использовать трековое освещение на светодиодных модулях – оно дает гораздо больше возможностей. Можно подобрать нужный угол света, выбрать мощность и световой поток — все под конкретную задачу. Такие светильники надежны, не требуют частой замены деталей и служат длительное время, гарантия на них 5 лет.